Версия сайта для слабовидящих

Ждите. Идет загрузка

Вернуться к списку документов
14 декабря 2013 г.
Консультация для родителей КОГДА ПОЯВЛЯЮТСЯ ТРУДНЫЕ ДЕТИ?
 

КОГДА ПОЯВЛЯЮТСЯ ТРУДНЫЕ ДЕТИ?

Почему-то считается, что трудные дети – это школьники, чаще всего подростки. Однако за некоторыми эта «трудность», как шлейф, тянется с детского сада. Кто далек от воспитания, может скептически улыбнуться: «Откуда там трудные?  Это же обычные шалости! Педагогическая запущенность? Да кто и когда их упустил? Ребенок-то еще поперек лавки лежит!» Какое заблуждение!

Неблагополучие детей формируется именно в детском возрасте. Ибо этот период – важнейший. Здесь рождается маленькая личность, которая уже в три года заявляет нам об этом, а к 7 годам жизни просматриваются контуры будущего характера.

Автор многих книг о трудных подростках Л.М.Зюбин на вопрос: «С какого возраста могут проявляться начальные признаки педагогической запущенности ребенка?» - отвечал: «С того момента, как он начинает подвергаться воспитательному воздействию, а точнее, осознавать его».

«Многолетняя практика воспитательной работы, исследование умственного труда и духовной жизни детей – все это приводит к убеждению, что причины, в силу которых ребенок становится трудным, неуспевающим, отстающим, в большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях, окружающих ребенка в годы раннего детства. Родители и воспитатели дошкольника и младшего школьника имеют дело с самым тонким, самым чутким, самым нежным, что есть в природе, - детским мозгом. М если ребенок стал трудным, если все, что посильно другим людям, ему непосильно, значит в детстве он не получил для своего развития того, что должен был получить. Трудный ребенок становится именно в этом возрасте – от года до семи-восьми лет», - утверждал В.А.Сухомлинский.

Действительно, воспитание ребенка, если учитывать идею эмбриональной педагогики, начинается еще до его рождения. Его первыми педагогами становятся родители, затем воспитатели в детском саду и только потом – школьные учителя. К сожалению. И каждый в отдельности, и все вместе они допускают много ошибок. Но ребенок не стоит на месте в своем развитии, он идет вперед. В каждом возрасте у наших детей формируются правилосообразное поведение и нормативная деятельность? Примерно с трехлетнего возраста. От самых близких взрослых (малого круга общения) – папы и мамы – он путем простого подражания усваивает, как нужно, что можно и чего нельзя.

Трехлетний ребенок не может критически оценивать поступки, действия, отношения, интонации: ведь родители для него единственный авторитет и пример. А если этот пример сформирует у ребенка те качества, которые впоследствии приведут его к отклоняющемуся поведению, нарушениям в учебной игровой и других видах деятельности?

Армянский психолог С.Д. Арзуманян установил, что даже дети раннего возраста, которые еще не могут совершать действия, эмоционально отклоняются на негативную ситуацию в семье: громкие крики, плач, агрессивные интонации. По мнению педагога А.И.Кочетова, длительное пребывание ребенка в конфликтной семье приводит к формированию у него конфликтности. Агрессивности, озлобленности как черт характера.

Не застрахованы эти дети и от неудач профессиональных  дошкольных и школьных педагогов. Выходит, что, еще не достигнув пресловутого подросткового возраста, дошкольник и младший школьник подвергаются негативному воздействию внешних факторов в семье, детском саду, начальной школе. Вызывающих неблагополучие ребенка. А поскольку эти причины в основном педагогические, то они вызывают прежде всего педагогическую запущенность. Эти мысли подтверждаются выводами многих выдающихся педагогов, результатами современных исследований, которые свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения от нормы в поведении, игровой, учебной или других видах деятельности, которые наблюдаются в дошкольном возрасте. Эта линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств приводит в конечном итоге к стойкой недисциплинированности, проступкам и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте. Начало развития отклоняющегося поведения обычно совпадает с началом развития правилосообразного поведения, нормативной деятельности вообще. Это примерно трехлетний возраст.

Ребенок, которому не привиты навыки такого поведения, нормативной деятельности, соответствующей деятельности (игровой, например и т.д.), со временем вырастает в недисциплинированного человека.

.:: Образовательный портал Саратовской области ::.